Барселона: все шедевры Гауди

Можете ли вы представить Барселону без шедевров Гауди? Вероятно, да. Но согласитесь, что тогда это был совершенно другой город – в гораздо меньшей степени интересный. Архитектура Гауди в Барселоне стала одним из главных символов столицы Каталонии, который выделает её на фоне других европейских городов, придавая ей неповторимое очарование и оригинальность.

ящерица парк гуэля

Кстати, именно оригинальность была навязчивой идеей и безудержным стимулом к творчеству архитектурного модернизма второй половины XIX века. По мере того как стиралось общественное следование канонам неоклассицизма и росло число приверженцев теории “искусства ради искусства”, европейские архитекторы постепенно подвергали изменениям традиционное устройство взаимоотношений творца с внешним миром. И прежде всего, с заказчиками. В прошлое стала уходить строившаяся на зависимости от институтов власти, академий и меценатства возможность художника реализовываться и обретать популярность. На первый план выходит талант творца, поощряемый обществом за эксцентричность и уникальность.

Зарождающаяся культура потребления именно в эпоху модерна говорит нам о том, что мы можем ожидать от неё в будущем. Здесь и зачатки общества сверхпотребления, здесь и кич индивидуальности, здесь и стремление выделяться среди себе подобных. Дух творца в большей степени подвергается риску впасть в гордыню, потому что всё становится доступно его воле и подвластно его творческим амбициям.

Так, говоря об архитектуре Барселоны времен Гауди, именно потребность в оригинальности движет местной буржуазией, когда в городе под заказ строятся десятки новых зданий в стиле модерн. Представители высшего класса покидают свои родовые поместья и перебираются в центр города – в дома, уникальные в своем роде и даже воплощающие характер своих хозяев. Таким образом, традиционный монументализм в архитектуре дополняется детализацией, которая выражается в проектировании не только здания, но и деталей интерьера: мебели, посуды и даже гардероба. Новомодное стремление к индивидуализму поощряется и городскими властями, присуждающими архитекторам ежегодные премии за самое лучшее здание Барселоны.

барселона гауди

Всё вышесказанное неизменно вело к высокой конкуренции среди именитых зодчих того времени. Поэтому архитектура барселонского модерна неоднократно высмеивалась в сатирических карикатурах и прессе. К примеру, её неоднократно сравнивали с витриной кондитерских, что являлось некой метафорой сверхпотребления. А бульвар Пасео-де-Грасия в Барселоне стал своеобразной выставкой архитектуры модерна, содержащей по-настоящему уникальные экспонаты, которые по сей день привлекают в Барселону множество путешественников со всех частей света.

Быть может, благодаря нараставшему духу соперничества, подкрепляемому обществом и его потребностями, сегодня мы можем видеть Барселону такой, какая она есть. И Антонио Гауди, безусловно, является одним из главных героев на сцене бунтующего театра талантливых художников своего времени.

Примечательно, что во времена расцвета архитектуры модернизма, в основе которой лежит соблюдение принципов строгости и геометричности форм ради создания стилистически единого архитектурного образа, Гауди выходит далеко за пределы установленных течением реалий, за что в первой половине XX века неоднократно подвергается критике со стороны своих однополчан. По мнению основоположника теории постмодернизма в архитектуре Чарльза Дженкинза, творчество Гауди было преждевременным, а потому новаторским и уникальным. Не модернистским, а скорее постмодернистским.

аллеи парка гюэль

При столь ярком и амбициозном старте и карьере, Гауди завершает свою жизнь как истинный мастер и художник. Как известно, после строительства Дома Бальо наступает переломный момент в творчестве архитектора, и он решает остаться наедине со своим гением, в укромной мастерской без гроша в кармане. Последней работой Гауди стало создание проекта и начало строительства Саграды Фамилии – одного из самых эксцентричных храмов мира.

Большинство творений Гауди в Барселоне входят в обязательную экскурсионную программу каждого туриста. Сегодня я приглашаю вас устроить небольшую виртуальную экскурсию во все барселонские творения архитектора:

 Дом Висенс
Усадьба Гуэля
Дворец Гуэля
Парк Гуэля
Храм Святого Семейства
Терезинаский колледж
Дом Кальвет
Дом Фигераса
Дом Батльо
Дом Мила
Малые архитектурные формы

Итак, давайте узнаем, почему работы Гауди в Барселоне так нас очаровывают!

 

Дом Висенс

Дом Висенс (Casa Vicens) является первым значительным шедевром Гауди, проект которого был разработан в год, когда архитектор получил свой университетский титул. Проект здания был заказан промышленником Мануэлем Висенсем, который унаследовал землю в 1877 году. Здание строилось в период с 1883 по 1889 годы (по некоторым сведениям, по 1885). С 1899 года Дом Висенс являлся собственностью членов семьи Ховер, по инициативе которых уже в 1924 году был добавлен дополнительный пролет, который выполнил архитектор Де-Серра. Реконструкция была согласована с самим Гауди, утверждавшим планы всех изменений.

каса висенс

В 1927 году Дом Висенсе получил премию в номинации “Лучший дом Барселоны” от мэрии города. Правда, впоследствии новая владелица здания – Фабиола Ховер – решила вернуть ему первоначальный вид. С этой целью было инициирована реставрация, руководил которой архитектор Антонио Пенеда. В 1984 году Дом Висенс был признан Объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Каса Висенс отличается простой и удобством планировки, декоративными решениями под влиянием ипано-арабского стиля “мудехар”, акцентом на растительные темы в оформлении, оригинальностью и перфекционизмом в выполнении деталей и применении элементов, которые придают прямоугольному плану здания богатство и объём.

каса висенс

В качестве основного материала для строительства здания использовался необработанный камень и цветная керамическая плитка. Примечательно, что заказчик Гауди был фабрикантом керамической плитки, поэтому её использование при строительстве является более чем объяснимым.

каса висенс

На данный момент (сентябрь 2015 г.) Дом Висенс не только не открыт для посетителей, но и выставлен на продажу, поэтому если кто-нибудь из вас желает стать счастливым владельцем великолепного архитектурного шедевра Гауди, обращайтесь в агентство, владеющее эксклюзивными правами на продажу.

Сайт Дома Висенс в Барселоне: http://www.casavicens.es/

Вернуться к списку

Усадьба Гуэля

Одна из самых ярких достопримечательностей квартала Педральбес в Барселоне, Усадьба Гуэля также входит в список барселонских творений Гауди. Стоит заметить, что над самой усадьбой, выполненной в карибском стиле, архитектор не работал. Для проектирования основного здания был приглашен талантливый Жоан Марторель. А вот серия построек на территории усадьбы, строительство которой проходило с 1884 по 1887 гг, является творением молодого Гауди и входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

павильоны усадьбы гуэля

К моменту начала строительных работ территория будущей усадьбы располагалась за пределами Барселоны, а к их окончанию стала входить в состав одного из окраинных барселонских районов. По заказу Гуэля Гауди проектировал основные и второстепенные ворота, ограждения, смотровые площадки, дом привратника, манеж и конюшню. Но, к сожалению, не все постройки на сегодняшний день предстают перед нами в своем первозданном виде. Смотровая площадка не сохранилась совсем, но возможно будет восстанавливаться за счет фондов университета Барселоны, частью которого усадьба Гуэля является в наши дни. Основанием для реконструкции могут служить оставшиеся проекты и единственная сохранившаяся фотография смотровой площадки усадьбы Гуэля:

павильоны усадьбы гуэль

В здании манежа ныне располагается Институт изучения истории архитектуры и реставрации памятников кафедры Гауди. Манеж, конюшня, второстепенные ворота и ограждения уже были отреставрированы силами университета. Несмотря на то, что в целом все реконструированные постройки сохраняют черты стиля Гауди, подлинными они не являются.

Железные ворота, украшенные впечатляющей фигурой дракона, являются главным символом Усадьбы Гуэля. Входные ворота, распашные и одностворчатые, украшены рамой, состоящей из двух частей. Нижняя решетка украшена пластинами из металла и выкованными на них бутонами роз. Верхняя часть представляет собой фигуру железного дракона на цепях. Используя образ дракона, архитектор отдает дань античному искусству и его мифологической символике. Дракон – свирепый охранник мифического сада Гесперид с золотыми яблоками из легенд о Геракле. Почему Гауди выбирает именно этот сюжет? Дело в том, что Гесперея – греческое название Испании, нередко упоминавшееся в античной литературе. Исследователи утверждают, что изначально дракон в самом прямом смысле охранял “сад” усадьбы от посторонних. Когда ворота открывались, дракон устрашающе приподнимал свои железные когти.

павильоны усадьбы гуэля

Что касается золотых яблок, то этот элемент легенды олицетворяет изображенное на колонне дома привратника апельсиновое дерево – слева от ворот. Справа от ворот располагается здание манежа с купольной крышей, которая увенчивается башней. Манеж прилегает к торцу прямоугольного по форме здания конюшни. Он украшен куполом и фонарем вентиляционного устройства. Над помещением основного павильона усадьбы тоже располагались такие декоративные элементы вентиляции в форме фонарей.

павильоны усадьбы гуэля

Отделка внешних поверхностей построек усадьбы отличается столь характерным для Гауди использованием колотой керамики с целью составления мозаичных орнаментов.

Усадьба Гуэля располагается на улице Avinguda de Pedralbes, дом 7. Посетить достопримечательность можно в любой день с 10:00 до 16:00, за исключением праздничных: 25 и 26 декабря, 1 и 6 января.

Стоимость входного билета: 4 евро.

Вернуться к списку


Дворец Гуэля

Эусеби Гуэль был не только меценатом, политиком и промышленником, но и известным поклонником творчества Гауди, а также близким другом гения. Именно Гуэль был самым частым заказчиком у архитектора, и именно благодаря Гуэлю коллекция восхитительных шедевров Гауди в Барселоне значительно расширилась.

Одним из её уникальных экспонатов является Дворец Гуэля, который располагается в Старом Центре Барселоны недалеко от набережной. Дворец был построен в период с 1885 по 1890 гг. и представляет собой жилой дом мецената. Это произведение Гауди относится к периоду восточного влияния на творчество архитектора, а именно искусства Индии, Персии, Японии, а также испано-арабских веяний, воплощавшихся преимущественно в стилях “мудехар” и “назари”. Как и многие другие творения Гауди, Дворец Гуэля был признан Объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

барселона гауди гуэль

Фасад здания выделяют две пары больших ворот. Внутреннее оформление отличают плоские византийские своды, а также использование стальных несущих конструкций.

барселона дворец гуэля

Интересным декоративным элементом дворца являются разноцветные керамические дымоходы на крыше.

дворец гуэля дымоходы

Дворец Гуэля открыт для посещения каждый день, кроме понедельника и праздников. Цена входного билета: 12 евро. Предусмотрены скидки для групповых визитов, посетителей младше 18 и старше 65 лет.

Официальный сайт: www.palauguell.cat (есть возможность купить билеты онлайн).

Вернуться к списку


Парк Гуэля

В основе проекта знаменитого парка Гуэля в Барселоне, созданного Гауди, лежит модная в начале XX века английская концепция ландшафтного зодчества – концепция города-парка. Работы над парком проводились с 1900 по 1914 годы – сразу после приобретения Гуэлем территории в 15 га на одном из барселонских холмов с целью создания оригинальной инфраструктуры для последующей продажи участков под строительство особняков. К сожалению или, быть может, к счастью, изначальный замысел потерпел фиаско, и несмотря на то, что инфраструктура города-парка была полностью создана, участки на территории холма не продавались. Поэтому наследники Гуэля продали землю мэрии Барселоны, которая стала использовать её в качестве общественного парка.

парк гуэля

Одной из фундаментальных идей Гауди при проектировании парка Гуэля было стремление сохранить растительность холма целой и невредимой, а потому во время строительства были сведены к минимуму срезка и перемещение грунта. Благодаря такому бережному подходу сегодня мы можем наблюдать необыкновенную целостность ландшафтной композиции, в которой умело переплетаются природные красоты и архитектурные решения.

парк гауди

Система прогулочных троп и аллей поражает тем, насколько кропотливая работа велась мастерами, стремящимися оставить растительность в своем первозданном виде. Для урегулирования уклонов использовалась система виадуков на колоннах с верхними и нижними прогулочными ярусами, что позволило сохранить нетронутым холмистый ландшафт и, вместе с тем, сделать парковые тропы одноуровневыми.

парк гуэля тропы

парк гуэля тропы

парк гуэля тропы

парк гуэля тропы

парк гуэля тропы

Общая протяженность пеших троп в парке Гуэля составляет 3 км. Во время прогулки по аллеям парка у многих туристов возникает стойкая ассоциация с нахождением в доисторическом лесу, в котором нет ничего искусственного.

аллеи парка гюэль

аллеи парка гюэль

аллеи парка гюэль

Главных вход в парк Гуэля обозначен двумя высокими постройками: домиком привратника и гостевым домиком, которые сегодня выполняют функции служебных помещений.

вход в парк гуэля

При входе в парк мы видим открытую площадку с парадной лестницей, которая тянется вверх к дорическому храму с колоннами. Зал храма изначально планировалось использовать как торговый павильон.

лестница парк гуэля

По мере восхождения мы можем восхищаться разнообразием и оригинальностью оформления лестничных маршей. Нижние ярусы украшены искусственными сталактитами. Площадка второго лестничного марша декорируется диском с головой змеи – как на гербе Каталонии. А самый знаменитый декоративный элемент парадной лестницы – саламандра из разноцветной керамической плитки – располагается в центре третьего марша.

лестница в парке гуэля

саламандра парк гуэля

Далее парадная лестницы разветвляется и выводит в зал дорического храма, оставляя за собой встроенный в стену грот с небольшой скамьей для отдыха.

дорический храм парк гуэля

Дорический храм назван так благодаря своим 86 дорическим колоннам, которые являются основой его композиции. Крайне интересна и функциональная особенность этих колонн, которые используются для обеспечения внутреннего водоотведения.

зал 100 колонн парк гуэля

В так называемом “зале 100 колонн” впечатляет потолок, украшенный мозаикой. Основной декоративный элемент потолка – фальшивые замки сводов, выполненные из керамики.

потолок зала ста колонн

Великолепная волнистая скамья, которая является ещё одним символом парка Гуэля, располагается на верхнем уровне террасы дорического храма.

скамья парк гуэля

Коллажи из битой керамики и стекла были созданы учеником и постоянным партнёром Гауди – Жузепом-Мария Жужолём.

скамья гауди

Скамья обрамляет главную площадь парка, с которой открывается великолепный вид на Барселону. Здесь мы также встречаем красивую аллею розариума, и именно отсюда берет начало сеть пешеходных дорог и троп, которая тянется в обе стороны от площади и окольцовывает её.

площадь в парке гуэля

парк барселона

площадь в парке гуэля

Так на карте выглядит вся система троп парка Гуэля:

карта парк гуэля

Парк Гуэля является излюбленным местом уличных музыкантов Барселоны, что неудивительно, ведь сооруженные в парке виадуки и ступенчатые аллеи создают отличную акустику. Слушать живую музыку здесь – неописуемое удовольствие.

музыканты барселона

музыканты барселона

Как я уже отметила, проект продажи участков под строительство особняков в парке Гуэля был провален, поскольку территория располагалась далеко от центра Барселоны. Тем не менее, три особняка всё же были построены. На территории парка – вдоль Пальмовой аллеи – располагается Дом-музей Гауди, в котором проживал архитектор с 1906 по 1925 г. Особняк был спроектирован другом и помощником Гауди – модернистом Франсеском Беренгером. Сегодня в музее представлена коллекция работ Гауди и его партнеров.

дом музей гауди

дом музей гауди барселона

Ещё один особняк, расположенный в парке, принадлежал другу Гауди – адвокату М. Триасу-и-Доменеку. В настоящее время он остается в собственности его семье. Третий особняк в парке Гуэль был построен в качестве образца жилого дома для будущих покупателей. Впоследствии, он был адаптирован под резиденцию самого Гуэля.

дом гуэля в парке гауди

Превосходный вид на Барселону и морской горизонт открывается с одной их самых высоких точек парка Гуэля – холма Трех Крестов. По первоначальной задумке, на этом месте должна была располагаться часовня, которая так и не была достроена. Впоследствии архитектор решил создать на этом месте так называемую “дорогу духовного подъёма” и увенчать её памятником Голгофы с тремя крестами, смотрящими в разные стороны. Во время Гражданской войны в Испании кресты были разрушены и восстанавливались уже в 1939 году.

холм парк гуэля

вид с холма парка гуэля

Парк Гуэля является одной из первых достопримечательностей в списке каждого туриста, который собирается знакомиться с Барселоны. Поэтому единственным недостатком парка является его высокая посещаемость, а следовательно – порой сильно раздражающая многолюдность. Правда, с 2013 года правительство Барселоны решило ввести правило платного доступа в парк Гуэля для туристов. Приобрести входной билет можно как в кассе, так и на официальном сайте парка Гуэля: www.parkguell.cat.

Стандартный билет, купленный в кассе, стоит 8 евро. Через сайт – 7 евро. Предусмотрены скидки для детей и пожилых людей.

Вернуться к списку


Храм Святого Семейства

Храм Святого Семейства (Sagrada Familia) является самым знаменитым шедевром архитектуры Гауди в Барселоне и во всем мире. Это по-настоящему величественное и масштабное строение, ставшее последней работой архитектора. В 1881 году Духовной Ассоциацией последователей Святого Хосе специально для строительства храма был приобретен участок земли площадью 12800 кв.м. Строительство храма началось в 1882 году и продолжается до сих пор. Примечательно, что в отличие от всех других работ Гауди, возведение храма с самого начала ведется на частные пожертвования, что и является причиной столь продолжительных строительных работ.

храм святого семейства

Первоначальный проект храма был разработан архитектором Франсиско Вильером, который прекратил работу над ним в 1883 году. Тогда на его место был приглашен Антонио Гауди, который работал над строительством вплоть до своей смерти в 1926 году. В первые годы работ Гауди достраивает начатую Вильером крипту, и только после получения крупной суммы анонимного пожертвования решает внести серьезные изменения в проект, оставив от первоначальной идеи лишь планировку здания в виде латинского креста.

Так, Храм Святого Семейства постепенно и медленно строился под руководством Гауди, который не скупился на грандиозность идей, в свойственной себе манере проявлял особое внимание к деталям, был привержен природным мотивам и геометрическим формам, лишенным прямых линий и углов. Декоративные элементы храма отличаются своей уникальностью и придают архитектурному шедевру библейский символизм.

храм святого семейства гауди

храм святого семейства

Проект храма представляет собой пятинёфовую церковь в форме латинского креста. Под огромной и красивой апсидой располагается крипта, состоящая из семи часовен и галереи. Здание располагает тремя фасадами, два из которых в настоящее время полностью завершены: южный фасад Страстей Христовых и северный фасад Рождества Христова. Часть последнего была построена ещё при жизни Гауди. Что касается третьего фасада, – фасада Славы – его строительство будет последним этапом работы над Саградой Фамилией.

Все фасады храма соединяются крытой обходной галереей – клуатром, обеспечивающим беспрепятственный проход к каждому из них. Проект храма подразумевает воздвижение 18 высоченных башен: по четыре башни над каждым из трёх фасадов – башни 12 апостолов (до 112 м); четыре 120-метровые башни, которые будут окружать центральную 170-метровую башню Иисуса Христа и олицетворять евангелистов: Луку, Матфея, Иоанна и Марка. Шпиль центральной башни Христа будет украшен огромным крестом, а над аписдой будет возвышаться башня Девы Марии.

Согласно проекту, Саграда Фамилия в завершенному виде должна немного превышать по высоте гору Монжуик. Из всех восемнадцати башен храма на сегодняшний день мы имеем завершенными восемь башен апостолов – над фасадами Страстей и Рождества Христова.

Сегодня ведутся строительные работы над созданием башни Святого Христа, которая увенчается крестом, а также башнями четырех евангелистов вокруг нее и башней Девы Марии над апсидой. Завершающей частью строительства храма будет работа над фасадом Славы.

Хотите посмотреть, как будет выглядеть храм в завершенном виде? В этом видеоролике представлен процесс строительства Саграды Фамилии в настоящий момент и в последующие годы:

YouTube Трейлер

Некоторые уже имеющиеся декоративные элементы башен, такие как грозди винограда и снопы пшеницы, являются символами Святого Причастия.

храм святого семейства барселона

А башни евангелистов будут украшены символами каждого из них: телец – символ Луки, ангел – Матфея, орел – Иоанна, лев – Марка. Говоря о символичности, нельзя не упомянуть о трёх порталах, которые образуют фасад Рождества. Каждый из них олицетворяет один из трех фундаментальных христианских канонов: Веру, Милосердие и Надежду.

фасад рождества

фасад рождества

Порталы украшены скульптурами, символизирующими библейские сцены земной жизни Христа.

фасад рождества

фасад рождества

фасад рождества

Высоко над центральным порталом фасада мы можем увидеть кипарисовое дерево с белыми птицами вокруг, которое символизирует церковную паству.

фасад рождества

фасад рождества

Что касается фасада Страстей, его главные врата декорированы библейскими цитатами на разных языках, а также скульптурными сценами распятия и бичевания Христа.

фасад страстей

фасад страстей

Основными принципами конструкции здания по проекту Гауди являются стремление к простоте и отказ от грубых прямых линий. Чтобы решить обе эти задачи, начиная с 1914 года Гауди стал прибегать к использованию во внутреннем оформлении геометрических фигур, образованных движением мягких прямых линий.

храм святого семейства

храм святого семейства

храм святого семейства

храм святого семейства

храм святого семейства

храм святого семейства

Колонны являются основным несущим элементом конструкции. В зависимости от нагрузки, они имеют разную форму. Число вершин колон, образующих перетекающие в форму круга звезды, также варьируется.

храм святого семейства

храм святого семейства

По мере приближения к своду колонны храма разветвляются и становятся похожими на прекрасные ветви деревьев.

храм святого семейства

Большое значение Гауди уделил естественному свету, который наполняет разные части храма из отверстий башен и витражей по мере продолжения дня. Например, с восходом солнца освящение в большей степени падает на фасад Рождества, что имеет весьма символичное значение, не так ли?

храм святого семейства

храм святого семейства

Итак, Гауди работал над строительством Саграды Фамилии с 1883 по 1926 год. А после его смерти работами руководил его соратник Доминек Сурганес. Во время Гражданской войны в Испании строительство храма было остановлено, сгорела крипта и пострадали некоторые макеты проекта. С 1939 по 1940 годы крипта была отреставрирована, и некоторые оригинальные макеты восстановлены, что позволило последователям Гауди продолжать работы над Храмом Святого Семейства вплоть до сегодняшнего дня.

храм святого семейства

Тем, кто только собирается устроить визит в Храм Святого Семейства, настоятельно рекомендую покупать билеты заранее на официальном сайте храма. Это позволит избежать долгового ожидания в очереди. Стандартный визит в Саграду Фамилию возможен с русскоязычным аудиогидом за 19,50 евро, а также без него за 15 евро. В стоимость билета входит посещение фасадов, внутреннего помещения, музея храма и здания школы, спроектированной Гауди. За дополнительную стоимость (4,50 евро) вы можете посетить одну из башен фасада Рождества или фасада Страстей, подняться на которые можно на лифте. Посещение в составе группы, а также детьми до 18 лет предполагает скидки.

Вернуться к списку


Терезианский колледж

Ещё одно творение Гауди в Барселоне – Терезинаский колледж – характеризуется строгостью форм, которые отличают это здание от остальных барселонских работ архитектора. Такая особенность обусловлена, прежде всего, ограниченным бюджетом, заложенным на строительство. Спроектированный Гауди колледж для монахинь ордена Святой Терезы по заказу священника Энрике де Оссо строился с 1888 по 1890 гг. Начал строительство архитектор Жоан Баптиста Понс-и-Требаль, но позже заказ был передан Гауди, который в свойственной ему манере сумел внести значительные изменения в первоначальный проект уже на этапе строительства второго этажа.

Здание представляет собой четырехэтажную конструкцию с тремя продольными галереями и параболическими арками вместо внутренних продольных стен. Такое стилевое решение в сочетании с высокими окнами трёх этажей позволяет свету проникать во всё внутреннее пространство.

орден святой терезы

В качестве основных строительных материалов Гауди использовал кирпич и камень, но при этом умело лишал их массивности и визуальной нагрузки за счет изобретательных архитектурных решений. Пространство первого этажа образовано кирпичными параболическими арками, которые поддерживают двор-коридор второго этажа. По обеим сторонам второго и третьего этажей имеются дополнительные коридоры с теми же параболическими арками, расположенными близко друг к другу. Интересным декоративным элементом является кирпичная колонна в прачечной на первом этаже колледжа, выполненная ступенями по спирали, что наделяет её динамизмои и пластичностью.

орден святой терезы

Гауди также соорудил сад с пальмами и соснами, окружающий здание колледжа.

орден святой терезы

Терензианский колледж располагается неподалеку от Дома Висенс, на улице Ganduxer 85. Он закрыт для посетителей.

Вернуться к списку

Дом Кальвет

Дом Кальвет без преувеличения можно назвать одним из самых элегантных и сдержанных шедевров Гауди в Барселоне. Дом был построен в период с 1898 по 1900 годы по заказу вдовы фабриканта Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля в качестве жилого помещения. В 1900 году Дом Кальвет получил статус лучшего здание Барселоны. Как и предназначалось во время строительства, в настоящее время Дом Кальвет вмещает в себе жилые квартиры и офисные помещения.

При проектировании здания Гауди использовал элементы стиля барокко, что особенно подчеркивается в оформление декора главного фасада и вестибюля. Интересным декоративным элементом фасада является кронштейн в виде кипариса, который упирается в букву С – начальную букву в фамилии заказчика (Calvet).

каса кальвет

Большое внимание при строительстве Дома Кальвет Гауди уделял элементам внутреннего декора. Тщательно разрабатывались рисунки полов, полотка и обоев. Специально была спроектирована мебель, которую сегодня мы можем увидеть в Доме-музее Гауди в парке Гуэля.

Вернуться к списку


Дом Фигераса

Думаю, что немногие из нас знакомы с Домом Фигераса, ведь по причине своего отдаленного расположение от центра и основных достопримечательностей Барселоны популярной эту достопримечательность назвать нельзя. Кроме того, у туристов, которые приезжают в Барселону на несколько дней, посещение Дома Фигераса зачастую не входит в обязательную программу. Если же вы считаете себя страстным поклонником творчества Гауди, обратить внимание на дом Фигерас всё же стоит.

Бельесгуард

Более известный как Башня Бельесгуард, Дом Фигераса был построен Гауди в период с 1900 по 1909 годы, по заказу вдовы Жауме Фигераса. Здание выполнено в готическом стиле с использованием в качестве основных строительных материалов кирпича и сланцевого камня.

Бельесгуард

В идейной концепции проекта здания лежали патриотические мотивы, потому что, согласно задумке, здание должно было воплощать в себе памятник великой истории Каталонии. Стоит отметить, что на этом месте исторически располагалась резиденция последнего короля Барселоны – Мартина I Гуманного. Король жил в своем замке Бельесгуард до самой смерти в 1410 г. Мартин I был последним королем, при котором Каталония была независимой.

Бельесгуард

Именно поэтому Дом Фигераса напоминает нам средневековый замок. Его композиция наполнена патриотическим символизмом, отсылкой к истории и величию Каталонии, а сохранившиеся рядом руины самого замка Бельсгуард Гауди оставил нетронутыми.

Из особенно интересных декоративных элементов дома Фигераса стоит выделить фирменный двойной крест Гауди, увенчивающий угловой шпиль, а также частичное использование каменной мозаики для облицовки и украшения фасада.

Бельесгуард

Дом Фигераса является ещё одним незаконченным творением Гауди – его строительство завершалось Доменеком Сурганьесом. Дом располагается на склонах холма Тибидабо и открыт для посещения со вторника по воскресенье с 10:00 до 15:00 (зимой). Приобрести билеты можно как в кассе, так и на официальном сайте www.bellesguardgaudi.com. Стоимость входного билета с аудиогидом (имеется на русском языке): 9 евро – взрослый / 7,20 – детский для посетителей до 18 лет / бесплатно – детский до 8 лет. Также возможно посещение с гидом (только на английском, каталонском или испанском языках): 16 евро – взрослый / 12,80 – детский до 18 лет / бесплатно – детский до 8 лет.

Вернуться к списку


Дом Батльо

Дом Батльо считается одним из самых ярких и посещаемых архитектурных произведений Гауди в Барселоне. Кроме того, здание располагается на знаменитом бульваре Пасео-де-Грасия, который стала своеобразной выставкой архитектуры в стиле модерн. Работы по строительству дома, а точнее его реконструкции, проводились в течение двух лет: с 1904 по 1906 гг. Несмотря на то, что Гауди получил от владельца дома – Хосе Батльо Касанаваса – лишь заказ на реконструкцию, результатом стало полное изменение конструкции внутреннего дворика, внутренней планировки, а также главного и заднего фасадов.

каса батльо

Дому Батльо свойственна необычайная композиционная пластичность, столь характерная для творчества Гауди в целом. Главный фасад здания украшен мозаикой из стекла и керамики пастельных цветов. Сама стена имеет форму изгибов, что визуально лишает её статичности.

каса батльо

Дом представляется живым и движущимся, что ещё раз подчеркивается в “зевающей” форме окон и природных мотивах, к которым Гауди прибегал при оформлении элементов: похожих на берцовые кости колонн, каменных балконов в форме раковины с чугунными перилами в форме карнавальных масок. Самым фантастическим элементом фасада является кровля из керамической плитки, которая напоминает чешую морского чудища.

каса батльо

Эркер здания вмещает в себя гостиную, придавая ей больше естественного освещения и пространства.

каса батльо

Подъезд дома Батльо вмещает в себя две лестницы, ведущие на этажи жилых квартир и в жилое помещение самих хозяев. Коридоры и колодцы подъезда нередко сравнивают с подводными гротами. Такая ассоциация возникает, прежде всего, благодаря свету, проникающему через световые люки крыши вниз и разливающемуся по керамической плитке разных оттенков синего.

Изысканная дубовая лестница, с которой начинается осмотр дома Гауди, ведёт на этаж, где располагалась квартира хозяев дома. Нельзя не обратить внимание на чудесные изгибы и резные детали, которые украшают парадную лестницу и делают её похожей на мифическое животное, а также на уникальный декоративный элемент поручня с металлическим стержнем и лентами, которые поддерживают и окольцовывают великолепный шар.

каса батльо

Между лестницей и главной гостиной в маленьком помещении располагается камин, облицованный жаропрочной керамикой.

каса батльо

Квартира Батльо состоит из двух частей, одна из которых включает парадные помещения и выходит на улицу Пасео-де-Грасия, а вторая состоит из личных комнат и столовой, выводящей на задних двор.

каса батльо

Главная гостиная дома Батльо располагается за эркером и соединяется с другими парадными помещениями дубовыми дверями, украшенными изумительными витражами, которые мы также встречаем в окнах эркера.

каса батльо

каса батльо

каса батльо

каса батльо

Дверные рамы окон эркера являются подъемными и управляются системой противовесов по краям. Все детали интерьера отвечают не только эстетическим идеалам Гауди, но и прикладным функциям удобства и качества. Даже металлические дверные ручки в доме Батльо были спроектированы Гауди. Обратите внимание на форму ручки, которая вылеплена в точности по форме человеческих ладони в момент прикосновения.

каса батльо

Потолок главной гостиной образует красивый водоворот, символизирующий непрерывность бытия и творчества.

каса батльо

каса батльо

Стремлением к максимальному объединению в архитектурной форме эстетики и функционализма Гауди руководствовался повсеместно: в создании вентиляционной системы и системы естественного освещения, в проектировании мебели и деталей интерьера. Нельзя не отметить поразительную изобретательность мастера, которая выражается в таких элементах, как маленькие деревянные вентиляционные решетки или изящные световые люки в комнатах.

каса батльо

В задней части дома на этаже господ Батльо располагались личные гостиные и столовая с выходом во внутренний двор. Потолок столовой украшен необычным декоративным элементом в форме первичной капли, образующей волны вокруг себя.

каса батльо

Напротив двери во двор Гауди установил две изящные колонны.

каса батльо

каса батльо

Внутренний двор был предназначен для хозяев дома. Он украшен керамическими замками и мозаикой.

каса батльо

Вторая лестница здания, ведущая в квартиры жильцов, обвивает шахту лифта и разворачивается между двумя внутренними двориками-колодцами.

каса батльо

Внутренние дворики крайне интересны цветовым решением при оформлении стен из керамической плитки. С первых этажей вверх цвет плитки постепенно набирает интенсивность – от белого к темно-синему – что создает эффект однотонности голубого колодца, ведь на стены верхних этажей попадает больше естественного света. Таким образом, мы видим что градация цвета обратно пропорциональна интенсивности света, льющегося из светового люка крыши.

каса батльо

каса батльо

каса батльо

каса батльо

Кроме того, с целью максимального использования естественного освещения во всем здании Гауди зауживает нижнюю часть дворика-колодца, что придает ему малозаметную форму конуса, а внутренние окна первых этажей делает шире верхних. За счет такого архитектурного решения Гауди не только решает проблему света, но и добивается эффекта перспективы.

каса батльо

Каждый этаж вмещает две жилые квартиры, двери которых сделаны из дуба и украшены резьбой с плавными рельефами.

дом-батльо-katerinadelmar (11)

Чердак здания, образованный тонкими параболическими арками белого цвета, выполняющими функцию перегородок, окольцовывает внутренние дворики. Для освещения и вентиляции используются решетчатые конструкции, пропускающие приятный рассеянный свет в помещение. Отсюда по винтовой лестнице мы попадаем на крышу дома Батльо.

каса батльо

каса батльо

Прямо под “чешуйчатой” кровлей располагается просторное чердачное помещение со сводами, располагающее выходом на маленький балкон, на котором туристам предлагается сделать памятную фотографию.

каса батльо

каса батльо

Поскольку при посещении дома Батльо каждый турист обязательно встретит десятки себе подобных, администрация нашла оптимальное решение – выдавать устройство аудиогида, которое уже заложено в стоимость входного билета. Это удобное приспособление располагает экраном, который при наведение на любой участок здания выдает посетителю 3D-изображение пространства, что позволяет детально рассмотреть все декоративные элементы интерьера.

каса батльо

Дом Батльо славится на весь мир своим природным и мифическим метафоризмом, который ежегодно привлекает множество туристов, желающий стать очевидцами чуда, созданного человеком. В этом ролике администрация дома Батльо постаралась воплотить мир флоры и фауны, скрытый в стенах здания, в реальность – живую и фантастическую.

YouTube Трейлер

Билет в Дом Батльо лучше приобретать на официальном сайте в режиме онлайн, что позволит избежать ожидания в очереди. Двери дома открыты для посетителей ежедневно с 9:00 до 21:00. Цена стандартного взрослого билета – 21,50 евро. Для детей до 7 лет вход бесплатный, для подростков и пожилых людей – 18,50 евро.

Вернуться к списку


Дом Мила

На пересечение бульвара Пасео-де-Грасия и улицы Провенса располагается ещё одно знаменитое творение Гауди в Барселоне, ставшее последней светской работой архитектора.

педрера гауди

Дом Мила или Ла Педрера (с кат. “каменоломня”), построенный в период с 1906 по 1912 годы, представляет собой величественное здание из железа и бетона, где вместо стен в качестве несущих конструкций используются колонны. Функции стен выполняют внутренние мобильные перегородки. Это и является основным революционным новаторством Гауди при проектировании Дома Мила.

Так же, как и Дом Батльо, здание Ла Педреры оснащено внутренними двориками-колодцами, предназначенными для вентиляции и естественного освещения.

педрера гауди внутренний двор

педрера гауди дворик

В фасаде здания мы видим всё те же свойственные творчеству Гауди природные мотивы, доведенные в этом проекте до совершенства. Плавные и скользящие линии фасада и материалы, выбранные для строительства Дома Мила, сделали его величественной скалой или горой с пещерами и гротами, мягкий рельеф которых словно затачивался морем.

педрера гауди фасад

Неудивительно, что изысканные кованные решетки, созданные постоянным партнером Гауди Ж. Жуколем, так напоминают нам морские водоросли.

педрера гауди балкон

педрера гауди балкон

Согласно проекту, по аналогии с Домом Батльо, бельэтаж Ла Педреры предназначался для хозяев дома, тогда как квартиры на остальных этажах сдавались в аренду.

В настоящее время в доме располагаются жилые и офисные помещения, а также выставочные залы, экспозиции в которых организует Фонд “Каталония – Ла Педрера” – собственник здания. Так, квартира на одном из этажей, которую предлагают посетить гостям дома, представляет собой оформленное в стиле 20 годов XX века жилое помещение.

квартира каса мила

квартира каса мила

квартира каса мила

квартира каса мила

квартира каса мила

Помимо выставочных залов, посетители имеют доступ в патио, на террасу крыши и чердак дома, который используется сегодня в качестве небольшого музея.

музей педрера

музей каса мила

каса мила чердак

музей дом мила

музей дом мила

Дом Мила уникален своей продуманной системой вентиляции, позволяющей не использовать для охлаждения помещений кондиционеры.

каса мила

Одним из уникальных декоративных элементов фасада являются железные ворота, в которые встроено три двери, каждая из которых имеет своё назначение. Таким образом, ворота поражают не только своей элегантностью, но и функциональностью, которая обеспечивает удобство доступа не только людям, но и транспорту. Кстати, именно в подвале Ла Педреры появился первый в Барселоне крытый гараж.

каса мила

Помещение чердака Ла Педреры, использующееся в качестве музея, укрепляют арочные своды, через которые поступает воздух.

каса мила

Самое яркое впечатление гости Дома Мила получают во время визита террасы на крыше, украшенной фантастическими фигурами. Эти фигуры имеют декоративное и прикладное назначение. Терраса представляет собой просторный каменный сад, состоящий из лестниц, вентиляционных шахт конической формы и скульптур-дымоходов.

каса мила терраса

Кроме того, отсюда открывается чудесный вид на Барселону.

каса мила терраса

каса-мила-katerinadelmar (11)

Терраса разделена на несколько секций разных размеров и уровней, что делает её не только эстетически оригинальной, но и максимально функциональной. Всего на крыше располагается 30 дымоходов, 2 вентиляционные башни и 6 лестничных выходов.

каса мила терраса

каса мила терраса

Лестничные выходы, доступ к которым осуществляется из чердачного помещения дома, украшены фигурами цилиндрической формы из белой колотой керамической плитки. Фигуры имеют уникальный дизайн, достигают около семи метров в высоту и увенчиваются традиционным для творчества Гауди четырехконечным крестом.

каса мила терраса

каса мила терраса

Вентиляционные башни образуют выходы для вентиляционных каналов из подвального помещения. Обе имеют оригинальную форму и размер. Первая – высотой 5,40 м – имеет шестиугольную форму крытого бокала с двумя овальными отверстиями (на фото слева).

каса мила терраса

Вторая – 5,60 м в высоту – образует волнообразную форму и украшается изгибами в виде маскообразных отверстий (на фото слева).

каса мила терраса

Формы обеих вентиляционных башен Дома Мила были признаны многими исследователями как предпосылка скульптурного абстракционизма XX века. Одним из поклонников этих башен был не кто иной, как Сальвадор Дали.

Но, пожалуй, самыми знаменитыми декоративными элементами террасы являются дымоходы, спровоцировавшие возникновение самых разных гипотез и слухов о своем символизме и происхождении. Дымоходы представлены в форме скульптур спиралевидной формы со статичным, словно крутящимся вокруг своей оси, основанием, и увенчаны небольшими куполами, имеющими сходство с воинскими шлемами. Солдаты с похожими шлемами встречаются ещё в одном творении Гауди – в скульптурном оформлении фасада Страстей Саграды Фамилии.

каса мила терраса

каса мила терраса

каса мила терраса

Заказчиком Дома Мила был фабрикант и политик Пере Мила-и-Кампс, который в ходе строительства неоднократно подвергался нападками и штрафам со стороны властей города за пренебрежение нормативами размера жилого здания. Строительство дома завершалось без участия Гауди, причиной чему стали финансовые разногласия архитектора с заказчиком.

На сегодняшний день Дом Мила является одним из самых посещаемых памятников творчества Гауди в Барселоне и входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Мила работает ежедневно: с понедельника по пятницу с 9:00 до 22:00, в выходные и праздничные дни – с 10:00 до 14:00 и с 18:00 до 22:00.

Приобрести билет можно на официальном сайте Ла Педреры www.lapedrera.com со скидкой 1 евро. Стоимость обычного билета, купленного в кассе, составляет 20,50 евро для взрослых / 10,50 евро для детей до 12 лет / бесплатно для детей до 7 лет.

Вернуться к списку


Малые архитектурные формы

Во время прогулки по Барселоне мы также можем увидеть некоторые творения Гауди в области малых архитектурных форм. К примеру, пешеходную часть бульвара Пасео-де-Грасия украшает плитка, выполненная по эскизам Гауди.

плитка гауди

Волшебные ворота усадьбы Миральес, построенные Гауди для своего товарища, мы можем внезапно встретить во время прогулки по бульвару Manuel Girona, у дома 55.

творения гауди в барселоне

А чудный фонарь на уютной площади Plaza Real недалеко от Рамблы, спроектированный Гауди, наверняка видели все, кто посещал Барселону.

работы гауди в барселоне

Можно бесконечно рассуждать о том, каким был гений Гауди и что именно символизировало его творчество… Или почему, в конце концов, он закончил свою жизнь в укромной мастерской, в бедности и наедине со своим последним творением, коим была Саграда Фамилия. Можно спорить о том, что повлияло на творца в ходе его карьеры, как он боролся с критикой и конкуренцией, несогласными заказчиками и самим собой. Но одно остаётся бесспорным: талант Антонио Гауди – действительно исключительный, новаторский и по природе своей уникальный. В работах архитектора прослеживается не только гений Гауди, но и невероятное усердие, кропотливая работа над каждой деталью и беспрекословное следование собственным идеалам. Чтобы стать ближе к пониманию Гауди, стоит акцентировать своё внимание на идейной основе его творчества: форма есть порождение природы, а природа – это божье творение.

Вернуться к списку

Share Button

2 комментария/ев к “Барселона: все шедевры Гауди

  1. Amelia пишет:

    Очень подробный материал, спасибо! Собираюсь в Барселону во второй раз, и как-раз посмотрю те из шедевров Гауди, которые не захватила раньше.

    1. Katerina Del Mar пишет:

      Рада, что Вы нашли материал полезным для себя, Amelia! smile

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>